Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А.А. Леонтьев
Такое определение созвучно тому, которое используется Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) для исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность в 5-9 классах
Функциональная грамотность — это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл — в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее — синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
- Читательская грамотность;
- Математическая грамотность;
- Естественнонаучная грамотность;
- Финансовая грамотность;
- Глобальные компетенции;
- Креативное мышление.
Информационные материалы, которые помогут разобраться в особенностях проведения функциональной грамотности:
- Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Материалы для подготовки к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся — PISA
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности на сайте «Федерального института педагогических измерений».
- Функциональная грамотность в современном образовании Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.
- Формирование функциональной грамотности на сайте «Единое содержание общего образования».