Профориентация в школе — это комплекс действий для выявления у обучающихся склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.
Цели профориентационной работы:
- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи профориентационной работы:
-
научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
-
помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;
-
формировать у обучающихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;
-
повышать информированность обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.
С учётом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1 - 4 классы:
-
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные её виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
-
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
-
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.